Урок литературного чтения 4 класс корзина с еловыми шишками паустовский

Конспект урока литературного чтения. 4 класс. «Планета знаний»

Тема: Р.Э. Распе «Приключения барона Мюнхаузена»

Цели:

  1. Познакомить учащихся с произведениями  и творчеством Р.Э Распе.
  2. Развивать навыки правильного осознанного чтения.
  3. Обогатить словарный запас.
  4. Развивать память, внимание, мышление, воображение.
  5. Расширять кругозор.
  6. Воспитывать интерес к литературному творчеству.

Ход урока.

I . Проверка домашнего задания.

Урок начинаем с чтения рассказов детей о собственных путешествиях. Дети читают и показывают рисунки.

II. Постановка цели урока.

Люди всегда любили путешествовать. В путешествиях часто случались удивительные встречи, истории.  Вспомните, какие авторы описывали свои путешествия? (Пришвин, Паустовский). О чём мы узнавали из их произведений? Сегодня мы продолжим знакомство с автором удивительных приключений и его героем, который находил выход из самых безвыходных ситуаций. Нам предстоит понять, как ему это удавалось.

III. Знакомство с автором.(1 слайд)

Прочитайте имя автора, с произведениями которого мы познакомимся.(Распе). У вас на партах лежат 2 биографические справки. Одна полная, развёрнутая. А другая краткая с пропусками. Прочитайте развёрнутую справку и вставьте недостающие сведения в краткую статью.(работа в парах)

Биографическая справка.

Рудольф Эрих Распе родился в Ганновере в 1736 году. Изучал естественные науки и филологию в Геттингенском и Лейпцигском университетах, работал писарем, а затем университетским библиотекарем.

Распе активно занимался научной деятельностью, в первую очередь — геологией и минералогией. Также в это время он трудился над библиотечными каталогами и издательской деятельностью. Например, благодаря ему, увидели свет латинские сочинения Лейбница (причем посвятил их Распе — Герлаху Адольфу фон Мюнхгаузену — министру Ганновера, основателю Геттингенского университета и двоюродному брату своего будущего героя). В то же время Распе написал один из первых рыцарских романов  и вскоре был избран членом Королевского литературного общества.

В 1767 году Распе был назначен хранителем  библиотеки города Касселя, смотрителем антикварного и монетного кабинета. По долгу службы он несколько раз путешествовал по стране в поисках старинных рукописей, редких вещей и монет для  коллекций. Будучи не очень состоятельным человеком, он решил поправить свои финансовые дела и, воспользовавшись доверием и своим положением, похитил бриллианты из коллекции. Скрываясь от судебного разбирательства, Распе бежал в Англию, где через некоторое время анонимно опубликовал на английском языке сборник повестей о похождениях барона Мюнхгаузена в России. Кстати, по одной из версий, Распе написал книгу для того, чтобы задеть Герлаха фон Мюнхгаузена, с которым у него состоялась крупная ссора. Написать памфлет на самого министра Распе не решился, опасаясь возмездия, зато издал книгу про его близкого родственника.

Сохранился слух, что Распе обладал удивительным даром рассказчика, который ему очень пригодился: во время ареста ученый так разжалобил своих конвоиров, что они позволили ему бежать из-под стражи. Так или иначе, но Распе был крупным специалистом в области минералогии и одно время даже работал вместе с Лессингом. Распе также имеет заслуги и перед немецкой литературой, точнее будет сказать, перед литературой периода «Бури и натиска», ибо он был одним из первых, кто в Германии обратил внимание на собрание баллад Т. Перси и подготовил этому сборнику хороший прием.

В 1791 году Распе был вынужден покинуть Англию  и перебрался в Ирландию, где намеревался построить угольную шахту, но не успел — скончался от сыпного тифа в 1794 году.

Не смотря на свою научную деятельность и некоторые литературные эксперименты, главным трудом для Распе стала написанная им книга о похождениях барона Мюнхгаузена.

Биографическая справка с пропусками.

Рудольф Эрих Распе родился в Ганновере в (1737) году. Изучал (естественные науки) и (филологию). Работал писарем, а затем (библиотекарем). Кроме этого Распе занимался научной деятельностью: (геологией) и (минералогией). А также библиотечными (каталогами) и (издательской) деятельностью.

Распе был назначен хранителем библиотеки и смотрителем (антикварного) и (монетного) кабинетов. Будучи человеком небогатым, он решил поправить свои финансовые дела и похитил (бриллианты) из коллекции антикварного кабинета. От правосудия Распе скрывался в Англии. Там и увидел свет сборник повестей о похождении (барона Мюнхаузена в России). Умер Распе в 1791 году в Ирландии.

Как мы узнали, Распе был человеком одарённым. Занимался не только литературой, но и разными науками. Кроме того, он много путешествовал, был авантюрной личностью. Его герой – барон Мюнхузен, чем-то похож на автора. Сегодня мы познакомимся с некоторыми приключениями этого человека. Барон Мюнхузен известен как путешественник и фантазёр. А знаете ли вы, что он существовал реально и был современником Распе? О нем нам расскажут мальчики (2 слайд)

Карл Фридрих Мюнхгаузен (родился в 1720 —1797 в Германии) — немецкий барон, потомок древнего нижнесаксонского рода Мюнхаузенов, ротмистр русской службы, историческое лицо и литературный персонаж. Имя Мюнхгаузена стало нарицательным как обозначение человека, рассказывающего невероятные истории.

Иероним Карл Фридрих был пятым из восьми детей в семье полковника Отто фон Мюнхгаузена. Отец умер, когда мальчику было 4 года, и воспитывала его мать. В 1735 году 15-летний Мюнхгаузен поступает пажом на службу к одному герцогу. В 1737 году в качестве пажа отъезжает в Россию. Служит при императорском дворе.

В 1744 году он командует почетным караулом, встречавшим в Риге будущую императрицу Екатерину II.

Позже возвращается на родину.

 С 1752 года до самой смерти Мюнхгаузен живет в родовом замке, общаясь по преимуществу с соседями, которым рассказывает поразительные истории о своих охотничьих похождениях и приключениях в России. Такие рассказы обычно проходили в охотничьем павильоне, построенном Мюнхгаузеном и увешанном головами диких зверей и известном как «павильон лжи».

Рассказы барона про въезд в Петербург на волке, запряженном в сани, конь, разрезанный пополам в Очакове, конь на колокольне, взбесившиеся шубы или вишневое дерево, выросшее на голове у оленя широко расходились по окрестностям и даже проникли в печать.

Эти рассказы слышал и Распе. Он записал их и издал под своим именем. Мюнхгаузен, узнав об этом, рассердился и даже затеял судебный процесс. Но Распе уже так прославился, что суд отказал барону в возбуждении дела.

Умер барон Мюнхгаузен в 1795 году в бедности.  Перед смертью он отпустил последнюю свою характерную шутку: на вопрос, как он лишился двух пальцев на ноге (отмороженных в России), Мюнхгаузен ответил: «их откусил на охоте белый медведь».

IV. Знакомство с произведением.

1. 3 слайд. Словарная разминка. Подбери синонимы к словам: великолепный, любоваться.

2. Прочитайте первый рассказ из «Приключений барона Мюнхаузена» про себя (стр. 155).. Приготовьтесь к чтению по ролям.

3. Чтение по ролям.

4.Беседа по тексту.

- Где происходит действие рассказа?

 -Какие  истории упоминает Мюнхаузен в своём разговоре? (как летал на луну, как жил среди трёхногих людей, как его проглотила огромная рыба, как у него оторвалась голова, как на голове у оленя выросло вишнёвое дерево)

V. Выставка книг и просмотр мультфильма.

На внеклассном чтении вы уже знакомились с некоторыми историями барона Мюнхаузена. Кто вспомнит, что уже читал?

- Давайте посмотрим начало мультфильма. Кто узнает историю, расскажет нам окончание.

VI. Чтение второго рассказа.

Чтение рассказа «Искры из глаз». 4-7 слайд – ружьё, кремень, порох, искры.

-Сегодня мы познакомимся с ещё одной историей, рассказанной бароном Мюнхаузеном.

Когда вы будете читать следующий рассказ, вам встретятся эти предметы. Кто знает, что это, для чего используется?

Прочитайте рассказ «Искры из глаз» про себя. Когда будете читать, отметьте в тексте устойчивые выражения.

Чтение вслух.

Как вы считаете, что является правдой, а что вымыслом? Зачем барон добавляет такие подробности в свой рассказ? Как вы думаете, сложно сочинять такие истории? А хотите попробовать свои силы?

Какие устойчивые выражения встретились в тексте? 8 слайд : бежать сломя голову, посыпались искры из глаз. Объясните их смысл. Какие ещё устойчивые выражения вы помните? (вставать с солнцем, работать спустя рукава)

6. Подведение итогов. Оценки. Домашнее задание.

О каком писателе мы сегодня говорили? Что интересного о нём узнали? Что нового узнали о герое его произведений.

Дома попробуйте написать ещё одну историю барона Мюнхаузена, используя устойчивые выражения.

Использованные материалы.

  1. «Литературное чтение», 4 класс, Э.Э. Кац
  2. http://ru.wikipedia.org

Источник: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2015/...